МХГ изучила просветительские программы в области прав человека в России

Московская Хельсинкская Группа провела серию экспертных интервью о том, как обстоит дело с образованием и просвещением в области прав человека. Так, эксперты соглашаются, что есть определенное количество проблем (отсутствие системности, связи с практикой, моральной поддержки и др.), настороженно относятся к сотрудничеству с государством и, наконец, ожидают сплочения экспертного сообщества для создания и продвижения работающих программ

Экспертные интервью были проведены в феврале-апреле 2019 года. В них участвовали представители гражданских организаций, системы образования, просветительских институтов, которые работают в России сегодня. Среди респондентов — учителя, преподаватели вузов, исследователи, представители общественных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Перми, Сыктывкара, Рязани, Екатеринбурга, Кирова. Всего были опрошены 22 эксперта.

Основные трудности в развитии программ по образованию в области прав человека в России сегодня

Эксперты выделили трудности из-за внутренних сложностей сообщества и трудности из-за внешних факторов. К первым они отнесли разобщенность и раздробленность, нехватку связей между разными акторами, занесение в список «иностранных агентов», бессистемность работы, потерю внутреннего вдохновения, недостаток методик и информационных материалов, нехватку специалистов. Ко вторым — недостаток ресурсов и поддержки, отсутствие стабильного финансирования, сложности во взаимоотношениях с государственными органами, ухудшение «имиджа» прав человека, общее давление на правозащитников и правозащитные организации, кризис правозащитного движения в целом, кризис в образовании в целом.

Какие действия должно предпринять государство для поддержки образования в области прав человека

По мнению экспертов, государство должно оказывать информационную поддержку (через письма поддержки, предоставление доступа в учебные заведения или СМИ). Кроме того, оно должно выстраивать форматы взаимодействия, например, оказывать помощь с лицензированием программ. Также эксперты считают важным создание разнообразных советов по просвещению в сфере прав человека на региональном уровне, в том числе для разработки региональных программ просвещения в сфере прав человека. Однако, важно, чтобы в этих советах работали сами правозащитники и специалисты в этой сфере, представители гражданских организаций.

Какие действия должны предпринять коллеги для поддержки образования в области прав человека

Эксперты ожидают от своих коллег, прежде всего, моральную поддержку. Кроме того, информационную поддержку, обмен методиками и опытом (в том числе в формате межрегиональных и международных семинаров и конференций). Также они ожидают более содержательные обсуждения (например, современных подходов к правам человека, новых вызовов, разных концепций), взаимный анализ и тестирование образовательных проектов («лаборатория образовательных проектов», «среда взаимного обмена»). Ряд респондентов прямо говорят о важности объединения, коллаборации, консолидации с дружественными организациями, общей коллективной деятельности.

Идеи, практики и методики по развитию гражданского и правозащитного образования, которые особенно важно развивать

Эксперты выделили практики, которые поддерживают разговор о ценностях, стоящих за правами человека. Практики, нацеленные на развитие критического мышления, массовые и доступные для понимания широкого круга слушателей. Практики, связанные с широкими гражданскими инициативами, либо продвигающие солидарность с конкретными ценностями. Практики, дающие возможность включения в гражданскую активность в малых городах, дальних регионах и других странах. А также ряд других практик.

Планы и наработки

У экспертов есть различные предложения. Это лекции, семинары, тренинги, методические пособия. Это фестивали, конкурсы, клубные форматы, выставки, комиксы, анимация. Это онлайн-форматы.

По итогам опроса МХГ проанализирует имеющиеся программы и методики и подготовит подробные описания некоторых успешных методик для их мастштабирования в других регионах, другими командами в ближайшее время.

Аналитическая записка по итогам экспертных интервью по правозащитному образованию и гражданскому просвещению в России.

Исследование проведено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.